Определение своих границ
С тех пор как люди научились писать, они пишут о соблазнах и трудностях при их преодолении. В «Одиссее» Гомера Одиссей пожелал услышать пение сирен — прекрасных летучих созданий, завлекавших моряков на свой остров. Но, увы, бедные моряки, подходившие слишком близко к острову, разбивали корабли о скалы. Никто не мог сопротивляться зову сирен, но Одиссей все — таки хотел услышать их пение и приказал членам экипажа залепить уши воском. Кроме того, он попросил привязать себя к мачте и удерживать независимо от его просьб. Когда корабль приблизился к острову сирен, Одиссей умолял своих моряков освободить его, но они выполняли приказ и держали его крепко, несмотря на его желание пойти на зов сирен. Этот рассказ — прекрасная притча о соблазне. С расстояния мы находим искушения привлекательными и считаем себя достаточно сильными /для сопротивления. Когда же мы приближаемся к соблазну, то сопротивление становится все слабее, в конце концов мы готовы сдаться. Если нам все же удается воспротивиться искушению, то он слабеет по мере того, как мы от него удаляемся. Религиям тоже есть что сказать на эту тему. Например, в Талмуде, памятнике еврейской мысли, состоящем из записей раввинов начала нашей эры и более поздних комментариев, проводится различие между добрым началом и злым началом . Злое начало — это желание делать приятные вещи по своему разумению и вообще действовать неосмысленно. В некоторых текстах злое начало толкуется как присущее и людям, и животным, доброе же начало присуще лишь представителям рода человеческого. Раввины в своих спорах признавали, что злое начало обладает огромной силой и люди постоянно борются со склонностью уступить ему. Некоторые раввины указывали, что умение превозмогать искушение приходит лишь со временем. Они отмечали, что маленькие дети подвержены влиянию злого начала, а доброе развивается лишь в годы отрочества.