Множество новых категорий
Множество новых категорий открывается нам в новой обстановке. За последние годы мне повезло работать со многими фирмами, помогая им внедрить достижения когнитивной науки в предпринимательскую деятельность. В каждой организации принято употреблять какие-то «свои» слова, описывающие понятия, важные для корпоративной культуры. Никто не знакомил нас с этими словами в открытую, и мы никогда не составляли шпаргалок с записями о корпоративной лексике. Вместо этого мы усваивали понятия посредством бесед с другими людьми.
Сами того не осознавая, мы постепенно начинаем мыслить в том же русле, что и наши соседи. Предположим, вы спорите со своим соседом о политике. Поддерживаете разные партии и очень по-разному видите роль правительства в жизни людей. Если вы затеете спор, в ходе которого будет затрагиваться множество проблем, то в конце концов вам может показаться, что ваши мнения стали различаться еще больше. Каждый останется при своем и лишь укрепится в своих.
На деле же процесс беседы изменил вас обоих. Чтобы понять, о чем говорит ваш сосед, и отвечать на его доводы, вам нужно было прийти к соглашению о словах, которые вы использовали. Сама по себе беседа позволила уточнить категории. Вы и ваш сосед завершили спор, мысля уже более схожим образом, чем в его начале, даже если вы по-прежнему не согласны друг с другом.
Взаимное влияние, которое способны оказывать соседи на друг друга, имеет место в том случае, если они общаются между собой. Именно акт беседы создает основу для перемен. Чтобы что-то обсуждать с другим человеком, нужно достичь согласия в значениях используемых слов. В процессе беседы вы разрешаете свои недоразумения.