Дети и алкоголь, поговорим с ребенком -1
Найдите рекламу алкогольной продукции и поговорите об этом со своими детьми. Покажите, как компания пытается убедить людей употреблять алкоголь и что для этого им необходимы впечатляющие образы. Например, лягушки на рекламе пива
— очень смешные и дружелюбные создания, они привлекают наше внимание и обращают его на пиво.
Производители так пытаются показать, что пиво безвредно, — как будто с ним у вас будет лишь глуповатый вид, но вам не станет плохо и вы никак себе не повредите. В других рекламах используется сексуальная привлекательность, в них показываются красивые люди, пьющие алкогольные напитки и наслаждающиеся жизнью. Укажите на то, что реклама не говорит всей правды, —если человек употребляет много алкоголя, он может навредить своему организму, и, вообще, подвергается опасности.
Признайтесь себе, что дети, которые никогда не употребляли алкоголь, вскоре смогут это сделать. Приведенная ранее в этой главе таблица показывает, что более 40% десятиклассников за последний месяц употребляли алкоголь. Это значит, что если ваш ребенок и не пьет спиртного, то наверняка он знает кого-то, кто уже это делает. И что же, вам он об этом говорит? Признайте, что здесь очень важен факт давления со стороны сверстников: ведь когда друзья что-то делают, великое искушение повторить это за ними. Но важно, чтобы ваш ребенок сам принимал решения. Вы можете помочь ему в этом, рассказав все, что знаете об алкоголе. Поговорите о том, что людям нравится алкоголь, потому что он на какое-то время дает им удовольствие, возникающее, когда активируются области мозга, назначение которых — давать нам чувство удовольствия, когда мы сделаем что-то полезное для себя, например, поедим.
Cистема подкрепления существует в мозге человека и животных для того, чтобы гарантировать необходимое для их выживания поведение. Если вас не смущает разговор о сексе, объясните, что секс — это сильный стимулятор системы подкрепления, поскольку он необходим для выживания видов, а наш мозг устроен таким образом, чтобы мы стали этого хотеть. Если вам удобней, говорите о конфетах, других вкусных вещах, хороших запахах или победе в спорте — обо всем, что доставляет удовольствие. Затем расскажите об алкоголе, что это искусственное химическое возбуждение для всей системы, и возбуждение очень сильное.
Обратите внимание на том, что повторяющаяся химическая подпитка этой системы может заставить людей хотеть еще больше алкоголя, причем хотеть его, даже когда оно вредит им. Объясните, что, помимо запуска системы подкрепления, алкоголь «выключает» те области мозга, назначение которых — защитить нас, т. е. центры, отвечающие за чувство тревоги, заставляющие нас чувствовать страх перед лицом опасности. Возможно, они мешают нам сделать что-то неправильно.
Поэтому, когда человек пьет, он может принимать такие решения, которых в трезвом состоянии никогда бы не допустил. Придумайте несколько ситуаций, когда чувство тревоги может принести пользу, и приведите пример, что случилось бы, если бы это чувство притупилось под влиянием алкоголя. Два отличных примера —секс и вождение автомобиля, но и кроме них существует еще множество примеров рискованного поведения, свойственного выпившим людям.